Каждый ли сегодня является экспертом? Насколько известность личности коррелируется с профессионализмом? Определенно экспертность соотносится с компетентностью и наработанным опытом, позволяющим принимать квалифицированные решения и оценки. Вы можете профессионально разбираться в чем угодно, хоть в финансовой аналитике, хоть в кулинарии или ремонте сантехники. А вот уровень известности эксперта будет уже относиться к его публичной активности и наличию собственного бренда. Предлагаю рассмотреть подробнее эту тему, в особенности взаимосвязь и приоритет между экспертностью и медийной узнаваемостью, инвестированием в развитие своего социального и медийного капитала.
Распространенная концепция экспертности заключается в том, что экспертами считаются люди, которые знают больше и работают лучше, квалифицированы больше, чем те, кто их окружает. С этой точки зрения, экспертиза относится к знаниям и навыкам, которые отличают лучших, профессионалов от новичков и менее опытных людей. Так, в некотором смысле компетентность является относительной. Одним из удобных показателей, часто используемых в исследованиях когнитивной сферы для определения эксперта, является то, считают ли его таковым другие люди в их области. Другим быстрым и понятным признаком может являться обладание большим знанием и опытом: наличие ученой степени, специализированных сертификатов, подтвержденного опыта результатов и кейсов, багаж успешного решения сложных задач. Возможно ли оценивать глубину экспертности величиной популярности? Ведь не все эксперты обретают известность.
Ольга Зродникова, психолог, коуч, преподаватель, дает такое объяснение: «Эксперт – это тот, кто досконально знает свое дело, профессионал, мастер. Но это совершенно не означает и не подразумевает известность. Больше того, многие эксперты насколько глубоко увлечены изучением своей сферы, что на непрофильную активность (продвижение, личный бренд, маркетинг, самопрезентация) у них зачастую нет ни времени, ни желания. Они заняты тем, что нарабатывают опыт и кейсы. Но, парадоксальным образом, именно это отдаляет их от известности, и, как следствие – от признания, успеха и денег. Экспертность, как качество личности, растет изнутри. Если человек решил заниматься какой-то узкой темой, посвятил 10 000 часов своей жизни (именно столько, по современным исследованиям, нужно потратить на приобретение высококлассного опыта) — значит, она действительно ему интересна. Только нарабатывая опыт и знания, эксперт может давать классные результаты. Но тут возникает проблема: многие классные эксперты стесняются говорить о себе и о своих результатах. Они считают это показухой и лишним шумом. А кто-то даже считает, это обычным, простым, тем, что «каждый может». С другой стороны, известность «растет» извне. Это то, что создано социумом, другими людьми. Нельзя стать известным в одиночестве. Поэтому люди «покупают» не просто экспертность, а именно известность. Если будет выбор между двумя экспертами с одинаковыми профессиональными качествами, клиенты, естественно, выберут более известного. Потому что мало кто из обычных людей разбирается, кто из двух более экспертен. А кто на слуху – определить легко. Выбор очевиден. Я вижу известность как естественное развитие эксперта. Когда ты сначала идешь за своим внутренним зовом, осваиваешь то, что тебе нравится, к чему лежит душа. А когда ты готов делиться, пора рассказать миру о том, что ты умеешь. Тут приходит время вкладываться в свою медийность, известность и личный бренд».
Действительно, в публичном поле понятие экспертности порой размывается. Популярность и известность у определенной аудитории имеет свои традиционные области: театральную и киноиндустрию, музыку, спорт и политику. Однако, с развитием медиасреды, и особенно социальных медиа, у все большего числа людей стала появляться возможность рассказать о себе. Так возможность быть известной личностью, сформировать собственный бренд стало доступным. Сейчас экспертом может выступить любой человек, который воспроизводит дискурс экспертности в своей сфере, то есть может не обладать фактическими знаниями, но создавать ощущение, будто обладает ими. Таким образом, можно наблюдать большое количество квазиэкспертов. По словам Ирины Бова, практикующего клинического психолога, кандидата экономических наук, бизнес-тренера и основателя Учебно-тренингового центра BOVACENTRE, быть известным, но не иметь заявленной экспертности сегодня — это путь в никуда. «Очевидно что рано или поздно, и скорее рано, люди разочаруются в специалисте, будут ощущать потребность в большем. И это произойдет достаточно быстро».
Елена Гришнева, основатель бюро спикеров Hubspeakers, комментирует: «Ненавижу, когда пустота пиарится с утра до ночи», — посетовала в одном из интервью Ирина Хакамада. Я солидарна с ней. Когда вижу, что человек совсем не разбирается в теме, не может ответить честно и прямо на вопросы, сильно преувеличивает свои достижения — все это вызывает недоумение. В тоже время если задаться вопросом почему так складывается, то увидим следующую картину. Существует несколько типов экспертов, которые могли бы быть прекрасными спикерами, но им мешают внутренние или внешние факторы. «Эксперты в чулане» — так я называю профессионалов своего дела, у которых кладезь опыта, и они даже хотели бы им делится, но компания не дает разрешения выступать на конференциях, вести свой частный телеграм-канал или Youtube. Талантливый человек получается заперт в строгих корпоративных правилах. Мало кто из средних и крупных компаний поощряет своих сотрудников на то, чтобы заявлять о себе. Боятся за свою репутацию, вдруг сотрудник скажет что-то не то. Именно поэтому организаторы конференций так жаждут видеть на своей сцене практиков из крупных компаний. Но их очень сложно «заполучить» — компания не отпускает. Эксперты «ждуны» — в ожидании когда их заметят и пригласят. Эта категория граждан не против известности, но ничего для этого не предпринимает. Ждет, когда известность постучиться в двери сама. Эксперты «вечные студенты». Встречаются персоны, которые в 40 или в 50 лет посещают бесконечное множество обучающих курсов, платят большие деньги наставникам и коучам. Потом этот список выкладывают как лист достижений — мол, учился там и там и у такого «гуру» и у того самого «шамана». А сам человек во второй половине жизни ничего не сделал, чтобы оставить след, только учился. А в сухом остатке — результат этого обучения равен нулю. Поэтому, конечно, на первом месте — это получение собственного опыта, чтобы досконально разбираться в своем деле. Реализовывать и создавать проекты. А на втором месте известность. Необходимо предпринять активные действия, чтобы совместить эти два понятия и стать известным экспертом».
Как преуспеть в обоих направлениях на столь конкурентном рынке? Ирина Бова поясняет: «Если с экспертностью все понятно (не прекращать свое профессиональное развитие, читать книги, посещать лекции, обучаться новому), то с узнаваемостью — сложнее. Вести социальные сети или писать книгу можно, но не достаточно. Спикерство — более сильный инструментарий. Выступления на конференциях помогут одновременно и в части экспертности, и узнаваемости. Пока вы будете готовиться к конференциям, вам понадобится собрать и структурировать информацию, вы усилите свою экспертность. Но когда вы окажетесь на сцене, ваш контент услышит большая часть людей, ваша узнаваемость повысится. Это значит, что спикерство — это возможность развития эксперта с обеих сторон, что в наше время жизненно важно, если стоит цель достигнуть успеха».
Медийность и известность растут за счет расширения присутствия в публичном поле и взаимодействия с аудиторией. Однако, социальный и медийный капитал сами по себе не могут существенно увеличить экспертизу специалиста, при этом известность приходит, в первую очередь, за счет медийной видимости. «Известность для эксперта — это инструмент масштабирования. Ведь экспертиза всегда будет упираться в личную емкость — часы консультации, например. И следующим шагом будет либо передача собственных знаний и методологий ученикам через обучение, либо уход в групповую работу. Можно ли раскачать «бренд» и потом уже подтянуть экспертность? С этим скорей всего сложнее, если опять же нет финансового ресурса и бэкапа. Это скорей всего уже модель «продюсирования» — то есть бизнес, который собирает вокруг себя экспертов и их прокачивает, но опять же первично за счет сильной экспертизы в упаковке и развитии экспертов. Отсюда, вывод, что экспертиза первична в долгосрочной игре, иначе то «что король голый» рано или поздно станет очевидно, и бренд никогда не победит репутацию. Ведь бренд — это то, что ты говоришь о себе (но для рынка бренд может иметь как позитивную, так и негативную репутацию), а репутация то, что говорят о вас», — считает Татьяна Спурнова, бизнес советник, независимый директор и предприниматель.
Вместе с тем, есть понимание, что в публичном поле сегодня существует значительная потребность в разного уровня экспертности и компетентности специалистов, в том числе в рамках одной и той же области или темы. Это объясняет известность и востребованность разнообразных спикеров. Авторитет, репутация в профессиональном сообществе, у клиентов и партнеров создает уникальный публичный образ эксперта — личный бренд, который можно целенаправленно продвигать охватом большей аудитории.
Диана Гуц, федеральный эксперт, автор курса «Эксперт.Перезагрузка» и основатель сообщества SPEAKER COMMUNITY, резюмирует: «На мой взгляд экспертность и известность — два взаимодополняющих друг друга фактора. До определенного момента, эксперту нет особого смысла вкладываться в развитие своего личного бренда и пиар — это будет лишь трата времени, сил и ресурсов, так как недостаточность опыта может сыграть злую шутку, а репутацию легко испортить в один момент парочкой негативных отзывов. Вкладывать усилия в развитие личного бренда необходимо тогда, когда ваша экспертиза подтверждена опытом, успешными кейсами, положительными отзывами клиентов и заказчиков, публикациями в СМИ, количеством наработанных часов. За экспертностью и профессонализмом всегда приходит известность. Мы знаем примеры, когда эксперты становились очень популярными без агрессивного пиара и больших вложений, а только за счет своего опыта и харизмы, одним из таких примеров является Татьяна Черниговская. Поэтому мой совет тем, кто только выходит на путь спикерства и публичности, прежде всего провести инвентаризацию имеющихся активов, собрать все материалы о себе, подготовить медиакит и особое внимание уделить кейсам и отзывам клиентов».
Таким образом, право называться экспертом и профессионалом предполагает качественное отношение к своему делу, глубину погружения в контент, опыт взаимодействия с ним, что в свою очередь, обязательно рождает сотрудничество и выстраивание значимых связей с другими людьми — бизнес взаимоотношений, в том числе через передачу знаний и экспертиз — ту публичность, которая может перерасти затем в широкую известность и популярность. Взаимодействуя между собой экспертность и известность создают успешную и плодотворную карьеру.
Автор: Стасия Анисифорова
Сообщество Speaker Community